Для того, чтобы каждый сотрудник компании работал с удовольствием, качественно выполняя свои обязанности и задачи, необходимо правильно его мотивировать. Управлением мотивацией персонала можно назвать комплексом действий со стороны руководства, который улучшает трудоспособность работников, создает стимулы для их качественной работы в организации и удержания в ней.
Для начала давайте разберемся, какие задачи выполняет система мотивации в организации:
- Повышается эффективность работы сотрудников
- Отсутствует текучка кадров
- Внутри команды позитивный настрой
- Растет лояльность сотрудников
- На открытые вакансии приходят высококвалифицированные специалисты
- В компании присутствует корпоративная культура
Грамотно разработанная и успешно внедренная мотивация работы персонала поможет в эффективном управлении и, соответственно, в достижении основных целей организации.
Далее мы поговорим о двух основных видах мотивации персонала – материальном и нематериальном.
Среди руководства очень распространено мнение, что достаточного основополагающего материального стимула – зарплаты, для наибольшей эффективности и лояльности сотрудника. Почему же тогда из компаний, которые являются лидерами по заработным платам в своей категории уходят сотрудники? Давайте попробуем разобраться с помощью пирамиды потребностей Маслоу.
Что мы видим? Материальные потребности способны удовлетворить только 2 уровня в иерархии, пусть и основные – физиологические потребности и потребности в безопасности. То есть, да, высокая зарплата мотивирует сотрудников, но только на какое-то время. Затем, если остальные потребности не удовлетворены, люди ощущают нарастающее недовольство. Согласно мнению психологов, исключительно материальная мотивация трудовой деятельности удовлетворяет людей в среднем 3-4 месяца. Далее снижается не только их эффективность, но и желание работать на предприятии и выкладываться на 100%.
Существует 3 метода материальной мотивации:
- Денежное вознаграждение. И это не только повышение зарплаты. Сюда попадают различные бонусы, премии, надбавки, дополнительные KPI, проценты от продаж. Также к этой группе относятся соцпакет, страховка и значимые скидки на услуги и продукты компании, если сотрудники действительно в них нуждаются.
- Неденежное вознаграждение: путевки на отдых, билеты на интересные ивенты, дополнительные оплачиваемые выходные, командировки за границу, обучение, тренинги, корпоративный транспорт и бензин, улучшение технического оснащения рабочего места.
- Система штрафов: финансовая демотивация за опоздания, вплоть до поминутной тарификации, и за другие дисциплинарные нарушения. В некоторых организациях руководство оставляет за собой право наложить штраф за невыполнение плана.
Компаниям, которые наказывают сотрудников штрафными санкциями обязательно стоит помнить:
- Такая система может быть принята коллективом адекватно только в случае возможности получения сотрудниками различных поощрений и бонусов в других ситуациях.
- Уровень материального наказания не должен быть слишком высоким по отношению к зарплате и соответствовать уровню серьезности нарушения.
- Штраф не должен быть сюрпризом. Работник должен быть ознакомлен с регламентом, в котором прописаны все возможные штрафы и их причины.
Не соблюдая выше описанные правила, компания рискует заработать огромнейший негатив со стороны сотрудников.
Нематериальные методы мотивации сотрудников:
- Возможность вертикального и горизонтального карьерного роста
- Похвала за успешное выполнение задач, особенно публичная. Здесь можно использовать не только стандартную устную похвалу, но и размещение фото сотрудника на доске почета, звонок в его честь в колокол, стул победителя на месяц и т.п.
- Доброжелательная обстановка в коллективе
- Максимально комфортные условия труда для персонала: корпоративные обеды, вода, печенье, фрукты, спортивные, игровые и релакс зоны для отдыха
- Корпоративные мероприятия. И не только по праздникам. Приветствуются небольшие тимбилдинги отдельного для каждого отдела или небольших команд, и более крупные, сплочающие весь коллектив
- Поздравление сотрудников с важными датами – день рождение, свадьба, рождение ребенка
- Возможность для сотрудников вносить предложения для развития компании, высказывать претензии и пожелания с обязательной обратной связью от руководства
- Внедрение геймификации: конкурсы среди сотрудников, квесты, обучение в игровом формате
Разрабатывая систему эффективной мотивации и стимулирования персонала, нужно исходить из финансовых возможностей организации. По максимуму задействуйте нематериальные методы. Любыми эффективными способами поднимайте боевой дух сотрудников, добиваясь их лояльности к компании. Всегда помните – максимально эффективны те сотрудники, которые приходят на работу с удовольствием и выполняют задачи с большим желанием, а в этом компании может помочь только грамотно простроенная современная мотивационная система.
Меня недавно назначили на руководящую должность. И сотрудники вообще ничего не хотят делать. Я перепробовала все методы, которые были для меня доступные, но никакого положительного результата не было. В итоге нашла этот женский журнал и решила воспользоваться рекомендациями по поводу того, как следует мотивировать сотрудников. Что могу сказать, мне удалось добиться положительного результата, уверена что дальше будет только лучше. Стоит только руководителю делать все правильно и эти советы в этом помогут.